Перейти к верхней панели

Гуморальная регуляция таблица 8 класс

Координация всей деятельности внутренних органов осуществляется с помощью гуморальной регуляции («гумор» – жидкость). Вещества, попавшие в кровь, лимфу или тканевую жидкость воздействуют на клетки, стимулируя их деятельность (рост, деление, сокращение).

Описание

Понятие, что такое гуморальная регуляция в биологии, тесно связано с гормонами и нервной системой.

Гормоны – это биологически активные вещества, небольшое количество которых выделяется в кровь и лимфу. Вещества циркулируют по крови, пока не достигнут нужных клеток. Гормоны улавливаются клеточными рецепторами, меняющими работу клетки в соответствии с полученным сигналом. Каждому гормону соответствуют определённые рецепторы.

Гормоны решают несколько задач в работе организма:

  • стимулируют или тормозят рост клеток;
  • стимулируют иммунную систему или подавляют её деятельность;
  • регулируют обмен веществ (метаболизм);
  • регулируют половое созревание, беременность, роды, наступление менопаузы;
  • вызывают половое влечение;
  • поддерживают постоянство внутренней среды (гомеостаз);
  • контролируют выработку других гормонов и работу внутренних органов.

В организме человека и других млекопитающих гуморальная подчинена нервной регуляции. Взаимодействие гормонов и нервных импульсов образует систему нейрогуморальной регуляции.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Железы внутренней секреции
  • 2. Железы внешней секреции
  • 3. Железы смешанной секреции
  • 4. Таблица по биологии (8 класс) Витамины

Гормоны быстро разрушаются (в течение часа), поэтому для нормальной работы всего организма необходима их постоянная выработка. Для синтеза гормонов нужны органические и неорганические вещества (витамины, минералы), которые поступают в организм с пищей.

Влияние нейрогуморальной регуляции на организм

Нейрогуморальная регуляция обеспечивает практически все процессы жизнедеятельности организма:

  • рост и развитие
  • пищеварение,
  • работу сердечно-сосудистой системы,
  • дыхание

Нервная и гуморальная системы у высших животных и человека работают в тандеме и при слаженной работе обеспечивают быструю реакцию на изменяющиеся условия внешней среды.

Как вы можете заметить, слово нейрогуморальная состоит из двух частей — нервная и гуморальная регуляция.

В данной статье мы подробнее разберем гуморальную регуляцию, хотя стимулы к выделению биологически активных веществ дает нервная система.

Гуморальная регуляция (от humor — «жидкость») обеспечивается с помощью различных жидкостей организма и растворенных в них биологически активных веществ (гормонов, ферментов, медиаторов и т.д.).

Гормоны (от греческого — hormao «приводить в движение», «побуждать») — вещества, синтезирующиеся железами внутренней секреции, обладающие способностью воздействовать через рецепторы на процессы, происходящие в живой клетке. Для каждого типа гормонов существуют свои рецепторы, которые подходят друг к другу, как ключик к замку. И если это взаимодействие ломается, то в организме происходят серьезные заболевания. Например, механизм развития сахарного диабета описан на странице 49 учебника «Биология 8 класс» под редакцией Сивоглазова И.В.

Биология. 8 класс. Учебник. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Содержит материал по разделу курса биологии «Человек и его здоровье» и рассчитан на изучение предмета 2 ч в неделю. Учебник включает лабораторные и практические работы по основным темам курса. По усмотрению учителя последние параграфы тем и блоки заданий «Проверьте себя» могут быть использованы для обобщающих уроков. Звёздочкой (*) отмечены задания, выполняемые учащимися по выбору, и материал, изучаемый в обзорном порядке. Учебник даёт возможность углублённого изучения биологии в 8 классе. Купить

Железы

Специальные органы, выделяющие гормоны и состоящие из секреторных клеток, называются железами. Помимо гормонов железы могут вырабатывать другие секреты, способствующие перевариванию пищи, работе внутренних органов, выводу вредных веществ и т.д. Выделяют три типа желёз

:

  • внутренней секреции (эндокринные) – не имеют протоков и выделяют гормоны в кровь;
  • внешней секреции (экзокринные) – через выводные протоки выводят жидкости на поверхность или в полость (потовые, слюнные, сальные, желудочные, молочные);
  • смешанной секреции – выводят гормоны в кровь, а секреты – в полость или на поверхность (поджелудочная, половые).

Рис. 1. Строение внутренних желёз.

Описание желёз внутренней и смешанной секреции представлено в таблице «Гуморальная регуляция” организма.

Железы

Расположение

Гормоны

Действие

Гипофиз

Под основанием мозга

Соматотропин – гормон роста, тиреотропин, пролактин и другие

Передняя часть гипофиза контролирует работу других желёз (половых, щитовидной, надпочечников), рост, кровяное давление и водный баланс. Задняя доля регулирует работу мочевого пузыря, процесс родов, выработку молока, пигментацию кожи

Щитовидная и околощитовидные

Впереди гортани

Трийодтиронин, тетрайодтиронин (тироксин), паратгормон

Стимулируют обмен веществ, регулируют рост и развитие тканей, уровень потребляемого кислорода, содержание кальция и фосфора

Вилочковая (тимус)

В верхней части грудной клетки

Тимозин, тимопоэтин и другие

Стимулирует защитные реакции, «обучает» клетки иммунной системы

Надпочечники

Над почками

Три группы кортикостероидов – глюкокортикоиды (кортизон, кортикостерон, гидрокортизон), минералокортикоиды (альдостерон, дезоксикортикостерон) и половые гормоны (андрогены, эстрогены, прогестерон)

Влияют на обмен веществ, откладывание гликогена в печени, настроение, замедляют работу инсулина, способствуют распаду белков и выведению азота, регулируют деятельность кровеносной системы

Поджелудочная

В брюшной полости позади желудка

Инсулин, глюкагон

Регулируют обмен углеводов, контролируют уровень сахара в крови

Половые – яичники или семенники

Женские – в брюшной полости, мужские – в мошонке снаружи тела

Женские – эстрогены и прогестины, мужские – андрогены и тестостерон

Контролируют половое созревание, развитие половых органов, появление вторичных половых признаков

Рис. 2. Эндокринные железы человека.

Помимо гормонов поджелудочная железа выделяет желудочный сок в двенадцатиперстную кишку, а половые железы вырабатывают сперматозоиды и яйцеклетки.

Рис. 3. Клеточное строение поджелудочной железы.

Что мы узнали?

Из статьи для 8 класса узнали о гуморальном механизме воздействия на работу органов и обмен веществ, роли гормонов и желёз. Познакомились с железами внутренней и смешенной секреции, узнали о вырабатываемых гормонах и воздействии на организм.

Тест по теме

Оценка доклада

Пример нейрогуморальной регуляции

На примерах из жизни сложные вещи понимаются лучше. И нейрогуморальная регуляция не исключение.

Ранним утром семиклассник Ваня просыпается от аромата свежей булочки с творогом, которую бабушка испекла на завтрак. Мальчик заходит на кухню, и от запаха и вида лакомства его рот наполняется слюной.

Он садится за стол, кладет в рот ароматный кусочек, начинает пережевывать, а в желудке в это время выделяется желудочный сок.

По-научному процесс можно описать так — раздражаются механорецепторы полости рта — сигнал поступает в продолговатый мозг (задействована нервная система). Из продолговатого мозга к клеткам желудка отправляется сигнал, и желудок начинает готовиться к приему пищи и выделять ферменты (пепсин и другие).

Булочка по пищеводу попадает в желудок.

Пепсин расщепляет белок до аминокислот. В стенке желудка есть рецепторы, которые чувствуют присутствие аминокислоты. Аминокислота связывается с рецепторами, организм понимает, что часть белков уже переварилась, и уменьшает выработку пепсина. В тоже время активно включается поджелудочная железа с выработкой пищеварительных секретов и гормонов, и с помощью веществ осуществляется гуморальная регуляция.

Биология. 7 класс. Учебник. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». В основе учебника — концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Особое внимание уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира. Учебник даёт возможность углублённого изучения биологии в 7 классе. Купить

Но в процесс пищеварения могут вмешаться внешние факторы, например контрольная по алгебре. А мы помним, что на внешние факторы первой реагирует вегетативная нервная система (НС), которая делится на симпатическую и парасимпатическую. Легко запомнить, что за что отвечает: симпатическая — стресс, парасимпатическая — покой.

Как думаете, в каком случае будет лучше происходить пищеварение: когда нужно решить 10 задачек, или когда на последней парте можно спокойно считать ворон, глядя в окно?

При стрессе начинает выделяться гормон симпатической НС — адреналин. Контейнера с адреналином в организме нет, так откуда же берется этот гормон?

Адреналин выделяют надпочечники, но прямого сообщения у надпочечников и желудка нет. Значит, гормону каким-то образом нужно попасть к желудку. Надпочечники выбрасывают гормон в кровоток, и уже с током крови гормон разносится по всему организму, ослабляет работу желудка, позволяя мобилизоваться и справиться со стрессом.

Парасимпатическая НС, наоборот, усиливает работу желудка. Поэтому, чтобы хорошо переварить тортик, не надо нервничать.

Для проверки знаний по теме предлагаем пройти тест, а чтобы уверенно с ним справиться, рекомендуем повторить параграф 8 в учебнике Биология 8 класс под редакцией В.И.Сивоглазова.

Методические советы учителям

Тест

1. К железам внутренней секреции относят…

  • поджелудочную железу;
  • половые железы;
  • щитовидную железу.

2. Половые железы…

  • эндокринные;
  • экзокринные;
  • смешанные.

3. Адреналин выделяет…

  • щитовидная железа;
  • гипофиз;
  • надпочечники.

4. Причина сахарного диабета…

  • поджелудочная железа вырабатывает много инсулина;
  • поджелудочная железа вырабатывает мало инсулина;
  • инсулин вообще не причем.

5. Как гормоны влияют на функцию клеток-мишеней?

  • усиливают;
  • угнетают;
  • зависит от гормона.

Жизнедеятельность каждого организма должна находиться в строгом соответствии с условиями окружающей среды. Для этого каждое существо должно воспринимать сигналы внешней среды (свет, звук, температуру, давление и др.), усваивать, обрабатывать их и правильно на них реагировать. В этом случае весь организм должен выступать как единое целое, органы и системы органов которого работают согласованно, упорядоченно.

Такую согласованность, упорядоченность действий в организме человека выполняют два механизма: нервный и гуморальный. Их действием и влиянием на органы, системы органов осуществляется регуляция всех процессов жизнедеятельности организма, обеспечивается его целостность.

Нервная регуляция — регуляция жизнедеятельности организма с помощью нервной системы. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью химических веществ через жидкие среды организма (кровь, лимфу, межклеточную жидкость).

Нервная и гуморальная регуляции функций организма взаимосвязаны. На функциональное состояние нервной системы оказывают влияние активные химические вещества, циркулирующие в крови, например гормоны (от греческого «гормао» — побуждать). Образование гормонов железами внутренней секреции и выделение их в кровь осуществляется под контролирующим влиянием нервной системы. В связи с этим следует рассматривать и говорить не о раздельном влиянии нервной системы и гуморальных факторов, а о едином механизме нейрогуморальной регуляции функций организма.

Важнейшее свойство организма — саморегуляция физиологических функций, которая автоматически поддерживает относительное постоянство внутренней среды организма — гомеостаз (от греческого «гомоис» — тот же самый и «стасис» — состояние), что является необходимым условием существования. Саморегуляция возможна потому, что имеются обратные связи между регулируемым процессом и регулирующей системой, когда информация о конечном результате поступает в центральную нервную систему.

Нервная система представляет собой совокупность структур, которые регулируют работу отдельных органов и систем, осуществляют взаимосвязь отдельных органов между собой и всего организма с внешней средой.

Структурной и функциональной единицей нервной системы является нервная клетка нейрон, диаметр которого составляет менее 0.1 мм. В нейроне различают три части: тело клетки, длинный отросток — аксон и сильно разветвленный — дендрит. Дендриты составляют часть нейрона, специализированную для приема сигналов, поступающих из внешней среды или от другой клетки.

Аксон приспособлен для проведения или передачи возбуждения от нервной клетки к другим нервным клеткам или к рабочим органам.

В функциональном отношении нейроны подразделяются на чувствительные, двигательные и вставочные.

Нейроны вместе с нейроглией (клеткой, заполняющей промежутки между нейронами) образуют нервную ткань.

Основные процессы, происходящие в нервной системе, — возбуждение и торможение. Нервная система отличается высокой возбудимостью и проводимостью, в основе ее регуляторной и координационной деятельности лежат рефлексы — ответы организма на раздражение. Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлексов, называют рефлекторной дугой.

Рефлекторная дуга

Рефлекторная дуга начинается рецептором и состоит из пяти частей: рецептора, чувствительного пути, участка центральной нервной системы, двигательного пути и рабочего органа.

От рецептора нервные импульсы по чувствительному пути передаются в центральную нервную систему. Этот путь образован чувствительным нейроном. От центральной нервной системы импульсы по двигательному пути идут к рабочему органу.

Основной принцип работы нервной системы рефлекторный.

22 Авг, 2020 | admin | No Comments

Write Reviews

Leave a Comment

Please Post Your Comments & Reviews

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *