Перейти к верхней панели

ВСД пубертатного периода

Чем опасна вегето-сосудистая дистония в подростковом возрасте? Возможно ли ее вылечить и как избежать ее проявлений?

Кажется, что диагноз «вегето-сосудистая дистония» (ВСД) сегодня ставят чуть ли не каждому второму подростку. Одни родители считают его серьезной угрозой здоровью ребенка, другие синонимом «воспаления хитрости». Так чем же на самом деле является вегето-сосудистая дистония в подростковом возрасте, есть ли от нее лекарства и возможно ли избежать ее при помощи профилактики?

Вегето-сосудистая дистония, по разным оценкам, встречается у20-45% подростков. Такой большой разброс связан с тем, что ВСД— не болезнь, а синдром, совокупность симптомов. Это нарушение нормальной реакции организма на стресс, нагрузки, смену привычных условий. И нередко сам человек, и окружающие могут считать такую реакцию нормой. Проявления вегето-сосудистой дистонии могут быть самые разные: сердечные (боль, учащенное сердцебиение, ощущение сбоев ритма сердца), дыхательные (чувство нехватки воздуха), колебания артериального давления, расстройства работы желудочно-кишечного тракта, повышенная утомляемость, раздражительность ит.д.

Подростки на острие главного удара ВСД

Именно у подростков вегето-сосудистая дистония возникает особенно часто и именно у этой возрастной группы она является наиболее серьезной проблемой. Во-первых, одна из самых распространенных причин ее развития— рассогласование физического развития и зрелости нервной системы. Да и гормональная перестройка организма, происходящая в пубертатном периоде, может стать провоцирующим фактором.

Во-вторых, сама жизнь современного подростка— прекрасный повод для развития вегето-сосудистой дистонии. С одной стороны, огромные учебные нагрузки, стрессы, связанные с взаимоотношениями со сверстниками и родителями. С другой— недостаточная физическая активность, которая у детей сегодня отнюдь не редкость, нарушения режима сна/бодрствования из-за «ночного зависания» в интернете, бесконечных компьютерных игр ит.д. При этом вегето-сосудистая дистония сама по себе может сильно осложнить жизнь ребенка, превращая ее в порочный круг: учебные нагрузки провоцируют стрессы, стрессы приводят к симптомам ВСД, которые мешают учиться, а проблемы с учебой, в свою очередь, приводят к новым стрессам.

Воспаление хитрости?

Ряд проблем связан с тем, что родители не всегда правильно реагируют на то, что у их ребенка вегето-сосудистая дистония. Одни очень долго не обращают внимания на проявления синдрома, считая их капризами, притворством— и доводят до того, что у ребенка начинаются настоящие кризы. Другие, напротив, едва услышав словосочетание «вегето-сосудистая дистония» (а иногда и поставив этот диагноз самостоятельно, без помощи врача), начинают обращаться с ребенком как с больным: постоянно измеряют ему температуру и артериальное давление, пичкают лекарствами и народными средствами, запрещают любую физическую нагрузку, от физкультуры в школе до походов и подвижных игр. Наконец, вегето-сосудистая дистония у подростка, как правило, прогрессирует с возрастом, если ее не лечить.

Как лечить ВСД?

Лечение вегето-сосудистой дистонии должно быть очень индивидуальным и зависит оттого, как она проявляется. В первую очередь необходимо нормализовать режим дня: спать не меньше 8часов в сутки, ложиться и вставать в определенное время, не пропускать приемы пищи, хотя бы час вдень находиться на свежем воздухе, поменьше смотреть телевизор. Все эти прописные истины, как ни странно,— мощные средства профилактики развития ВСД.

Следует уделить внимание и питанию. Лишний вес, избыточное потребление сладкого, мучного, жиров— также факторы развития синдрома. А вот, например, крепкий чай или хороший молотый кофе могут оказаться полезными для здоровья ребенка— если ВСД проявляется в виде сниженного артериального давления, вялости. Обогатите пищу подростка продуктами, богатыми калием: курагой, орехами, зеленью, фасолью.

Купировать постоянные проявления ВСД способны и лекарства, но назначить их должен врач. Правильно подобранные препараты не только устранят симптомы тревоги и страха, но и помогут избавиться от аритмии, повышенного артериального давления, болевых ощущений. Однако отдавать предпочтение все же стоит не медикаментозным средствам.

В зависимости от превалирования симптомов хороший эффект могут оказать различные растительные препараты: тонизирующие (элеутерококк, женьшень) или успокаивающие (валериана, пустырник, шалфей, мята).

Разбираемся во внешних причинах ВСД

В первую очередь необходимо постараться устранить те причины, которые провоцируют проявления синдрома ВСД у ребенка. Ими вполне могут оказаться «рядовые» события его повседневной жизни: проблемы в семье: взаимоотношения родителей и отношение родителей к ребенку (чрезмерная опека или, напротив, изолированность ребенка от родителей); взаимоотношения в школе: проблемы с учителями или другими учениками; чрезмерные нагрузки: школа, многочисленные курсы, кружки, секции; в том числе— так называемая ВСД абитуриентов, часто наблюдается у «суперответственных» девушек и юношей, заканчивающих школу, сдающих экзамены в вузы ит.д. Затяжной стресс, волнение, психологическое давление: «Вот не сдашь экзамены, в армию пойдешь» ит.д. ит.п.—в результате организм подростка, и без того измученный гормональными перестройками,— дает серьезный сбой; проблемы со здоровьем: аллергия, нехватка микроэлементов, гиподинамия; жесткие нерациональные диеты, которыми нередко увлекаются девочки-подростки; неблагоприятная экология большого города, постоянная нехватка физической нагрузки.

Лечение ВСД ни в коем случае недолжно приводить ребенка к мысли, что он болен. Не мешайте ему жить полной жизнью. Увлечения, игры, общение с друзьями — все это ему только на пользу. Ненужно также освобождать его от пресловутой физкультуры в школе, ему противопоказаны только различные соревнования и сдачи нормативов.

— Светлана Викторовна, многим родителям непонятно: у одного ребенка голова болит и кружится, а у другого проблемы с животом, но диагноз ставят одинаковый «вегетососудистая дистония»?

— Синдром вегетативной дисфункции, кратко еще называют СВД, — это нарушение в работе вегетативной нервной системы, то есть так называемой периферической, которая ответственна за работу практически всех внутренних органов. Какая область вегетативной системы больше нервируется, там и возникают болезненные проявления у ребенка или подростка. И клиника проявляется совершенно различными симптомами. Если клиника идет со стороны головы, появляются головные боли и головокружения, если кишечник страдает — могут быть запоры, поносы, боли в животе. Часто это связывают с переутомлением в школе, а иногда просто с нежеланием учиться, потому что школьник плохо запоминает уроки, он становится раздражительным. Взрослые ругают сына или дочь за «невыносимый характер поведения», а на самом деле это патология, в том числе и центральной нервной системы на уровне так называемого гипоталамуса и периферической нервной системы, которая нервирует внутренние органы.

Родители часто задают вопрос: как вегетососудистая дистония протекает? Отвечаю: по-разному. Есть даже кардиологическая форма, когда у ребенка появляются боли в сердце ноющего характера. Бывает тахиформа — когда частый пульс необъяснимой природы или, наоборот, редкий пульс у подростка. СВД зачастую — это полисимптомное состояние, выделить один какой-то симптом, как правило, представляет большие затруднения.

— Почему начинается вегетативная дисфункция?

— Провоцирующих факторов очень много. Иногда неблагоприятное течение беременности и родов у мамы. Развитие вегетативных нарушений у таких детей связано с внутриутробной или родовой гипоксией мозга. Или ребенок мог упасть и сильно удариться в раннем детстве головой. Пусковым механизмом может быть психоэмоциональное напряжение, связанное с ситуациями, которые травмируют психику ребенка. Например, неспокойная обстановка в семье или школе, большие дополнительные нагрузки, когда ребенок часто не высыпается. Подмечено, что чаще СВД возникает у тревожных, чувствительных детей с ранимой нервной системой. В пубертатный период добавляется еще гормональный дисбаланс. Постепенно идет накопление провоцирующих факторов и развивается СВД.

— Насколько это опасно?

— Отклонения в структурах и функциях вегетативной нервной системы чаще всего носят функциональный, то есть обратимый характер. Другими словами, данное состояние не представляет угрозы жизни ребенка. Этим она отличается от других заболеваний нервной системы. Но это может перейти в так называемые психосоматические болезни во взрослом состоянии. У детей с вегетативной дисфункцией впоследствии чаще развиваются ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, нарушения сердечного ритма.

У некоторых людей артериальное давление на правой и левой руке неодинаково: на одной руке несколько выше, чем на другой. Подобное явление объясняется различным функциональным состоянием стенок сосудов, обеспечивающих кровоснабжение рук.

Надо отметить, что при вегетативной дисфункции имеются такие же жалобы, как и при органической патологии, поэтому дети тщательно обследуются для исключения других более серьезных заболеваний. Например, при болях в области сердца необходимо исключить пороки сердца, признаки миокардита и кардиомиопатии.

— СВД можно вылечить?

— Синдром вегетативной дисфункции необходимо контролировать, чтобы с возрастом он не «прирос» серьезными заболеваниями. Очень важно выявить дисфункцию и оптимизировать образ жизни ребенка вовремя. Лечение начинаем с создания баланса между физическими и умственными нагрузками. Обязательно надо, чтобы ребенок правильно питался, чтобы у него был полноценный сон — до 9 часов. На свежем воздухе нужно гулять не меньше 2— 3 часов. За час до сна нужно прекращать это безумие с гаджетами. Главная проблема нашего времени — дети часами сидят за компьютерами, планшетами, смартфонами. Это ведет к напряжению и срыву вегетативной нервной системы у ребенка. Необходимо ограничивать время «дружбы» с гаджетами до 1,5—2 часов в день. Баланс между физическими и умственными нагрузками поможет привести вегетативную нервную систему в состояние равновесия. И еще: для любого ребенка, а с вегетативной дисфункцией особенно, важно чувствовать любовь и заботу родителей.

Ничто так не помогает снимать стрессы и не предотвращает развитие психосоматики, как рациональный режим дня. Сон не меньше 7,5 часа, сбалансированное питание (много овощей, фруктов, рыбы и меньше простых углеводов, жиров и красного мяса), чередование труда и отдыха — вот неотъемлемые составляющие жизни здорового человека.

Мнение и сомнение: эффективны ли прописанные лекарства?

После посещения врача очень часто пациенты начинают искать в интернете информацию о прописанных им лекарствах. Среди отзывов встречаются и негативные, которые убеждают в бессмысленности приема того или иного препарата. И начитавшись таких виртуальных советов, кто-то отменяет назначенный доктором препарат, покупает в аптеке другое лекарство и начинает его бесконтрольно принимать. Советчики в интернете — не лучший выход в ситуации, когда у вас диагностировали заболевание сердечно-сосудистой системы.

— Терапевт или кардиолог назначает вам лекарства на основании проведенного обследования и с учетом всех имеющихся противопоказаний. Только лечащий врач может рассчитать правильную дозировку, время приема, учесть совместимость с другими медикаментами, рационом и так далее. Поэтому необходимо следовать всем рекомендациям, — убеждает главный врач Амурского областного центра медицинской профилактики Наталья Фатьянова. — Если не доверяете, то лучше сменить лечащего врача. Но покупать в аптеке лекарства наобум — ни в коем случае! У кого-то есть нарушения сердечного ритма — им назначают одну группу препаратов. Другая группа препаратов от гипертонии вызывает мочегонный эффект. Принимая их, надо быть уверенным, что у вас с почками все нормально. Очень много осложнений возникает, когда гипотензивные больные без контроля врача сами начинают пить мочегонные. Есть комбинированные препараты. Что из всего этого таблеточного разнообразия подойдет вам, должен выбрать специалист. Иначе вместо улучшения получите обратный эффект.

Зачем гипертоникам пить мочегонные средства, если отеков нет?

Больным с начальной стадией гипертонии, когда давление только начинает быть нестабильным — повышаться, врачи часто назначают мочегонный препарат. Пациенты, и особенно молодые люди, удивляются: «Зачем мне мочегонное, если у меня нет отеков?»

— Так вас не мочегонят! Вам пытаются раскрыть периферические капилляры, убрать спазм, чтобы нормализовать давление, — пояснила доктор Фатьянова. — Потому что в основе артериальной гипертонии — периферический спазм сосудов. Организм пытается проталкивать кровь по сосудам, поэтому и повышается давление. Я всегда говорю: успех в лечении гипертонии только на 50 процентов зависит от врача. И на 50 процентов — от самого пациента. Если вам впервые поставили такой диагноз, назначили какой-то препарат, покупая его, внимательно прочтите аннотацию. Коль приобрели заболевание, вы должны четко ориентироваться, как с ним жить дальше. Если возникают вопросы, не стесняйтесь задавать их врачу.

Почему отличается давление на левой руке и на правой?

— Действительно, у некоторых людей артериальное давление на правой и левой руке неодинаково: на одной руке несколько выше, чем на другой. Пугаться не нужно, — успокоила Наталья Фатьянова. — Подобное явление объясняется различным функциональным состоянием стенок сосудов, обеспечивающих кровоснабжение рук. У таких людей показателями артериального давления врачи считают максимальные цифры.

«Как измеряют артериальное давление у детей, есть ли отличия от взрослых?»

— Конечно, есть. Измерения артериального давления у детей отличается от взрослых, — говорит детский кардиолог Светлана Медведева. — У детей для измерения мы используем соответствующие возрасту манжетки для тонометра, так как при неправильном размере будут искажаться показатели артериального давления. Измеряем давление трехкратно и определяем среднее значение. Затем по центильным таблицам показатели оцениваются в соответствии с возрастом, ростом и полом ребенка.

Возрастная категория материалов: 18+

  • Ирина Ворошилова

  • Амурская правда
    от 17.10.2019

1. Авцын А.П. Микроэлементозы человека / А.П. Авцын, A.A. Жаворонков и др. М.: Медицина, 1991. — 344 с.

3. Айвазян С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов М.: ЮНИТИ, 1998. — 1022с.

5. Алексеева Ю.А. Клинико-функциональные и метаболические критерии формирования и прогнозирования уровня здоровья детей и подростков. // Дисс. доктора мед. наук. Иваново. 2003. — 289 с.

8. Аникин В.В., Курочкин A.A., Кушнир С.М. Нейроциркуляторная дистония у подростков. Тверь, 2000. — 184 с.

9. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. / П.К. Анохин. М: Наука, 1980. — 168 с.

10. Антропов Ю.Ф. Аффективные нарушения и расстройства у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов, JIM. Карпина // Пед. 1997. — № 3. -С.52-56.

14. Баевский P.M. Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М., 1997. — 196 с.

17. Баранов А.А. Актуальные проблемы детской гастроэнтерологии. / А.А. Баранов, Е.В. Климанская // Педиатрия. 1995. -№ 5. — С. 48-51.

18. Баранов А.А. Болезни органов пищеварения у детей. / А.А. Баранов, О.В. Гринина. Горький: Медицина, 1981. — 160 с.

22. Белоконь Н.А. Современные подходы к изучению психосоматических влияний на патологию сердечно-сосудистой системы у детей Педиатрия. 1989. — № 1. — С. 23 — 27.

23. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М. 1998. — 478 с.

24. Беляева JI.M. Сердечно-сосудистые заболевания у детей и подростков/ JI.M. Беляева, Е.К. Хрусталева.-Мн.; Выш. Шк., 2003.365 с.

25. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. JL: Наука, 1988. — 270 с.

29. Болезни органов пищеварения у детей. Рук-во для врачей / Под ред. А.В. Мазурина. М.: Медицина, 1984. — 655 с.

30. Борисова М. А. Характеристика клинико функциональных и метаболических показателей у детей в критическиепериоды постнатального онтогенеза в комплексной оценке здоровья. // Дисс. доктора мед. наук. Иваново, 2003. — 350 с.

37. Василенко В.Х. Язвенная болезнь / В.Х. Василенко, А.Л. Гребнев, A.A. Шептулин. М.: Медицина, 1987. — 286 с.

40. Вейн A.M. Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение. М., 2002. — 240 с.

41. Вейн A.M. Идеи невризма в гастроэнтерологии./ A.M. Вейн // Рос. журнал гастроэнтерологии и гепатологии. 1997. — №. 3. — С. 76-79.

45. Виноградов В.В. Гормоны, адаптация и системные реакции организма. / В.В. Виноградов. Минск: Наука и техника, 1989. — 223 с.

49. Волков А.И. Хронические гастродуодениты и язвенная болезнь у детей. / А.И. Волков // Русский мед. журнал. 2000. -№ 4. — Т.7. — С. 179-186.

50. Вегетативная дистония у детей.(Руководство для врачей). Под. Ред. Коровиной H.A., Захаровой H.H. М.: ИД » МЕДПРАКТИКА-М», 2007.68 с.

53. Волкова В.Н., Козлов В.Н. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник. -М.: Высш. шк., 2004. 616с.

65. Губачев Ю.М. Психосоматические аспекты язвенной болезни. / Ю.М. Губачев, О.Т. Жузжанов, В.И. Симаненков. Алма-Ата, 1990.

66. Данилова H.H. Функциональные состояния. Механизмы и диагностика / H.H. Данилова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 285 с.

69. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. / И.Б. Дерманова СПб.: Речь. — 2002. — 176 с.

72. Дорофеев Г.И. Гастродуоденальные заболевания в молодом возрас-те/Г.И. Дорофеев, В.М. Успенский. -М.: Медицина, 1987. 160 с.

76. Дунаевский В.В. Психиатрия и психосоматическая медицина. / В.В. Дунаевский. СПб.: Риф.Интеграф, 1995. — 115 с.

77. Ермакова Е. В. Факторы риска в развитии сосудистых дистоний у детей и подростков.// Автореф. дисс. . канд. мед. наук./ Л.: 1980. -17с.

79. Жариков Н.М. Проблема связей психической и соматической патологии / Н.М. Жариков, И.Л. Перожок // Клин, медицина. 1986. — № 7. -С. 19-24.

81. Жирмунская Е.А. Клиническая электроэнцефалография / Е.А. Жирмунская. М: Медицина, 1993. — 26 с.

83. Заболевания вегетативной нервной системы. Под ред. A.M. Вейна.-М., 1991.-621 с.

84. Заболевания органов пищеварения у детей. / Под ред. A.JI. Баранова, E.JI. Климанской, Г.В. Римарчук. М., 1996. 304 с.

86. Запруднов, A.M. «Новые болезни» в детской гастроэнтерологии. / A.M. Запруднов // Педиатрия. № 1. — 1995. — С. 77-81.

90. Зенков JI.P. Функциональная диагностика нервных болезней. / JI.P. Зенков, М.А. Ронкин. -М.: Медицина, 1991. 640 с.

92. Иванов Л.Б. Прикладная компьютерная электроэнцефалография. / Л.Б. Иванов. М.: АОЗТ «Антидор», 2000. — 256 с.

96. Казначеев В.П. Проблемы общей патологии хронических процессов в клинике и эксперименте / В.П. Казначеев Новосибирск: Наука, 1997. -124 с.

103. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса./ JI.A. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983.-408 с.

106. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. — 816с.

107. Ш.Козлова Л.В. Самсыгина Г.А. Ллимоза И.Л. Синдром вегетативной дистонии у детей и подростков. Смоленск, 2003. — 80 с.

108. Комаров Ф.И. Психовегетативные нарушения у больных язвенной болезнью 12-перстной кишки в разные сезоны года. / Ф.И. Комаров,

109. A.M. Вейн // Клин. мед. 1985. — №9. — С. 13-15.

110. ПЗ.Коркина М.В. Особенности формирования и течения психосоматических заболеваний желудочно-кишечного тракта. / М.В. Коркина,

111. B.В. Марилов // Журн. неврол. и психиатрии. 1987. — № 1. — С. 16971700.

114. Пб.Кречмер Э. Медицинская психология./ Э. Кречмер. СПб., 1998. -460с.

118. Кубергер М.Б. Актуальные вопросы кардиологии и вегетологии детского возраста. / М.Б. Кубергер М, 1986. — С. 116-119.

120. Кубергер М.Б. Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста. М., 1983. — 368 с.

124. Кураков Ю.Л. О психовегетативной дисфункции адаптационного ге-неза. / Ю.Л. Кураков, В.В. Волянский // Врач. дело. 1990. — № 7. — С. 67-68.

127. Мазурин A.B. Актуальные вопросы желудочно-кишечной эндоскопии у детей./ Педиатрия.-1986.- №3 с. 30-94.

132. Медик В.А., Токмачев М.С. Математическая статистика в медицине. М.: Финансы и статистика, 2007. — 800с.

133. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика / Ф.З. Меерсон -М: «Наука», 1981.-123 с.

134. Мельников А.Х. Очерки интегральной диагностики / А.Х. Мельников-Тула, 1997.-176 с.

137. Моисеев H.H. Математические задачи системного анализа. М: Наука, 1981. — 48 с.

142. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М, 1987.128 с.

147. Папонова Е.А. Применение методик, основанных на принципе биологической обратной связи в комплексном лечении заболеваний верхнего отдела пищеварительного тракта у детей: Автореф. дис. . канд. мед. наук / Е.А. Папонова М., 1994. — 24 с.

148. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989.-367 с.

153. Румянцев А.Г., Панков Д.Д. Актуальные проблемы подростковой медицины. М., 2002. — 376 с.

157. Савельева JI.A. Патология системы пищеварения у детей / JLA. Са-вельева.-М., 1988.-112 с.

158. Самарина О.В. Клиническое значение нейро-вегетативных и психоэмоциональных изменений у детей с гастродуоденитом и сочетанными сфинктерными нарушениями для обоснования тактики лечения: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1996. — 23 с.

163. Сапожников В.Г. Пилорический хеликобактериоз у детей / В.Г. Сапожников, H.A. Куклина Тула, «Автограф». — 2002. — 59 с.

164. Сапожников В.Г. Хронические воспалительные заболевания органов гастродуоденальной зоны у детей / В.Г. Сапожников. Архангельск, 1995.-97с.

165. Строжеско Н.Д. Основы физической диагностики заболеваний брюшной полости.- Киев. 1951 .-243 с.

170. Спирина Т.С. Выделение Helicobacter pylori у детей / Т.С Спирина // Лаб. дело. 1989. — № 1. — С. 57-58.

179. Функциональные заболевания пищеварительной системы у детей / Под ред. Ю.В. Белоусова. Харьков, 1981. — 101 с.

181. Хомская Е.Д. Нейропсихологическое исследование / Е.Д. Хомская, Н.Я. Батова М., 1998. — 267 с.

182. Цанава М.Ш. Психосоциальные факторы и типологические особенности фиксированной установки в формировании хронической гастродуоденальной патологии у детей: Автореф: дис. . канд. мед. наук / М.Ш. Цанава. Тбилиси, 1989. — 26 с.

183. Царегородцева JI.B. Лечение синдрома вегетативной дистонии / Л.В.Царегородцева // Педиатрия. 2003.-№2.-с 52-55.

190. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер -СПб.:Питер\ 2002. 512 с.

192. Ямпольская Ю.А. Конституция и здоровье человека / Ю.А. Ямполь-ская, Н.А. Ананьева Л., 1987. — 58 с.

193. Adler A. Physical manifestations of psychic disturbances / A. Adler // Indiv. Psychology Bull. 1944. — № 4. — P. 3-8.

194. Adolphs R. Social cognition and the human brain / R. Adolphs // Trends inCognitivSciens.-1999.-№ 12.-V. 13.-P. 469.

195. Alexander F. Psychological factors in gastro-intestinal disturbances / F. Alexander // Psychoanal. -1934 Vol. 3 — P. 506.

196. Alexander F. Psychosomatic medicine, its principles and applications / F. Alexander Norton, New York, 1950.

197. Alexander F. Psychosomatische Medizin / F. Alexander De Gruyter, Berlin, 1951.

198. Alexander F. Current problems in psychosomatic medicine / F. Alexander //Psychosomatics. 1964. — Vol. 5 — № 2. — P. 330-347.

199. Alexander F. The psychosomatic approach / F. Alexander, G.W. Flagg // Handbook of Clinical Psychology. New York. — 1963. — P. 855-975.

201. Andrews P. The neurophysiology of vomiting / P. Andrews, J. Hawthorn // Baillieres. Clin. Gastroenterol. 1988. — Vol. 2. — P. 141-168.

202. Apley J. Children with recurrent abdominal pain: how do they grow up? / J. Apley, B. Hale // Brit. Med. J. 1983. — Vol. 3. — P. 7-9.

203. Ashorn M. Recurrent stomach complaints in children / M. Ashorn. -Nord Med. 1998. — Vol. 113. — P. 43 — 59.167

204. Baker C. Finding meaning in chronic illness as the key to self-care / C Baker. P.N. Stern // Can. J. Nurs. Res. 1993. — Vol. 25. — P. 23-36.

205. Barbazat G.O. Psychosomatic gastro-intestinal disease / G.O. Barbazat// S. Aft. Med. J. 1988. — Vol. 54. — P. 1015-1018.

207. Bass C. Life events and gastrointestinal symptoms / C Bass // Gut. -1996.-Vol. 27.-P. 123-126.

209. Birnbaum D. The effect of diazepam on human gastric secretion / D. Birnbaum, F. F. Karmel, M. Tefere.-Gut. 1971. -Vol. 12. -P. 616-618.

212. Bonnevie O. Outcome of non-ulcer disease / O. Bonnevie // Scand. J. Gastroenterol.-1992.-Vol. 17.-Suppl. 79.-P. 135-138.

213. Brautigam W. Psychosomatische Medizin / W. Brautigam, P. Christian. -Theime, Stuttgart, Bonnevie, 1973.

214. Brooks F.P. Cortical control of gastroduodenal function / F.P. Brooks // Amer. J. Gastroent. 1992. — № 3. — P. 133-136.

217. Cana J. Family therapy and integrated therapies / J. Carta // New Trands Exp. and Clin. Psychiat. 1996. — Vol. 12. — № 2. — P. 109-112.

219. Chey W.Y. Functional disorders of the digestive tract / W.Y. Chey. N. Y., 1983.-344 p.

220. Cleghorn R.A. Psychogenesis of emesis / R.A. Cleghorn, W.T. Brown // Canad. Psychiat. Ass. J. 1964. -Vol. 9. -P. 299-312.

223. Cohen S. Functional disorders of the gastrointestinal tract / S. Cohen, R.D. Solo way.- N.Y., Edinburgh, London, 1987. P. 220.

224. Connel A.M. Emotion and gastrointestinal tract / A.M. Connel // J. Clin. Gastroent. 1992. — № 3. — P. 665- 672.

226. Craing N.K.J. Common mental health problems in primary case / N.K.J. Craing, A.P. Boardman // Brit. Med. J. 1997. — Vol. 314. — № 31. — P. 1609-1612.

227. Delius L. Psychovegetative Syndrome / L. Delius, J. Fahrenberg. -Thieme, Stuttgart, 1986.

228. Deyhle P. Ulcus duodeni. Endoskopiebefund und psychosbzialer Status / P. Deyhle, S. Jenny. Zurich, 1976.

229. Dienstl E. Neurovegetative Symptome maskierte Hyperthyreose. Pract. Arzt. — 2000. — V. 44. -№ 618. — P. 222 — 228.

230. Drake R. Lateral asymmetry of personal optimism / R. Drake // J. Res. Rers. 1984. — Vol. 18. — № 4. — P. 21-24.

232. Dunbar F. Mind and body: Psychosomatic medicine / F. Dunbar. Random, New-York, 1947.

233. Dunbar F. Psychosomatic diagnosis / F. Dunbar. Hoeber, New York, 1948.

234. Dunbar F. Emotions and bodily changes / F. Dunbar. Aufl. Columbia Univ. Press. — New York, 1954.

235. Duret R.L. Introduction a la medicine psychosomatique / R.L. Duret // Acta gastroent. Belg. 1985. — Vol. 38. — № 12. — P. 377-389.

236. Duss-von Werth J. Das Buch von Liebe und Ehe / J. Duss-von Werth, G.A. Walter, J. Hauser. Olten Freiburg, 1970.

239. Engel G.L. The psychosomatic approach to individual susceptibility to disease / G.L. Engel // Ibid. 1974. — Vol. 67. — P. 1085-1093.

240. Engel G.L. Psychosomatic Theory of Somatic disorder / G.L. Engel, A. Jr. Schmaile // Psychoanal Assoc. 1967. — Vol. 15. — P. 344-365.

242. Eysenk H. J. The biological basis of personality. London. 2003. — 54 p.

249. Handburg E. Handedness and temperament / E. Handburg, P. Roeper, T. Orgoren et al. // Perc. And Mot. Skills. -1981. Vol. 52. — P. 257-280.

252. Hinkle J.E. Human ecology, «psychosomatic medicine» and the medical curriculum / J.E. Hinkle // Psychosom. Med. 1964. — № 4. — P. 23.171

256. Leaiy T. Coffey I. Interpersonal Diagnosis. Teories of Personality ‘ investigation. New York. 1999. — P. 73 — 96.

258. Levi L. Stress and distress in response to Psychological Stimuli / L. Le-vi. Stockholm, 1972.

259. Levi L. Society stress and disease / L. Levi. Oxford University Press, London, 1971.

265. Medalie J.H. Stress, social support, coping and adjusement / J.H. Me-dalie // J. Family Practice. 1985. — Vol. 20. — № 6. — P. 533-537.

267. Michel H. Stress and the digestive system / H. Michel. Encephale.-1993.-Vol. 19.-Nol.-P. 157.

269. Monson R.R. Duodenal ulcer as a second disease / R.R. Monson // Gastroenterology. 1970. — Vol. 59. — № 5. — P. 712 — 716.

270. Mourant A. Associations between blood droups and diseases / A. Mou-rant // Dis. Markers. 1985. — Vol. 3 — № 1. — P. 1-9.

271. Nednul J.G. Helicohacler pylori / J.G. Nednul, S.J. Czmtl // Cur. opin. gastroenterol.-1997.-№ l.-Vol. 13.-P. 71-78.

274. Olmechette C. Psychosomatic approach to gastroduodenal ulcers / C 01-mechette // Rev Med Liege. 1969. — Vol. 24. — P. 544-553.

275. Pilowski I. Abnormal illness behavior (dysnosognosia) / I. Pilowski // Psychoter. Psychosom. 1986. — Vol. 46. — P. 248-256.

277. Sipponen P. Helicohacter pylori Gastritis Epidemiology / P. Sipponen // J. Gastroenterol. — 1997. — № 2. — Vol.32. — P. 273-277.

14 Авг, 2020 | admin | No Comments

Write Reviews

Leave a Comment

Please Post Your Comments & Reviews

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *