Перейти к верхней панели

Резидуальная энцефалопатия – что это?

Для цитирования. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // РМЖ. 2016. № 6. С. 362–366.
Под задержками речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет. Между тем данная формулировка подразумевает широкий круг расстройств развития речи, имеющих разные причины.
Определяющим для формирования речи является период от первого года жизни до 3–5-х лет. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции. Любые нарушения в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам – врачу (педиатру, детскому неврологу, ЛОР-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу. Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в т. ч. речи, лучше всего поддаются коррекции.
Речь и ее функции. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет неоценимое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4–5-м годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленным поведением, способностью к программированной интеллектуальной деятельности.
Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими .
Формы нарушений развития речи. Специфические расстройства развития речи включают такие нарушения, при которых нормальное речевое развитие страдает на ранних этапах. По классификации МКБ-10 к ним относятся расстройства развития экспрессивной речи (F80.1) и рецептивной речи (F80.2). При этом нарушения проявляются без предшествовавшего периода нормального развития речи. Специфические расстройства развития речи – наиболее широко распространенные нарушения нервно-психического развития, частота их встречаемости в детской популяции составляет 5–10% .
Алалия (по современным международным классификациям – «дисфазия» или «дисфазия развития») – системное недоразвитие речи, в его основе лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. При этом в первую очередь у детей страдает способность говорить, экспрессивная речь характеризуется значительными отклонениями, тогда как понимание речи может варьировать, но, по определению, развито значительно лучше . Наиболее часто встречающиеся варианты (экспрессивное и смешанное экспрессивно-рецептивное расстройства) проявляются значительным запаздыванием развития экспрессивной речи по сравнению с развитием понимания. В связи с затруднениями организации речевых движений и их координации самостоятельная речь долго не развивается либо остается на уровне отдельных звуков и слов. Речь замедленна, бедна, словарный запас ограничен. В речи много оговорок (парафазий), перестановок, персевераций. Взрослея, дети понимают эти ошибки, пытаются их исправлять.

В современной литературе применяются оба термина – «специфические расстройства развития речи» и «дисфазия развития», – при этом они относятся к одной и той же группе пациентов детского возраста. Но «дисфазия развития» считается более точной формулировкой диагноза, поскольку данный термин отражает как неврологический, так и эволюционно-возрастной аспект данного расстройства .
Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия – распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только после 3–4-х лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности говорить либо понимать чужую речь.
Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения в центральной нервной системе (ЦНС) выделяется несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.
В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л.О. Бадалян предложил следующую их клиническую классификацию.
I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением ЦНС. В зависимости от уровня поражения они делятся на следующие формы:
1. Афазии – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
2. Алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
3. Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий.
II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).
III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).
В отечественной психолого-педагогической классификации алалия (дисфазия) наряду с другими клиническими формами отставания развития речи у детей рассматривается с позиций общего недоразвития речи (ОНР). Эта классификация построена на принципе «от частного к общему». ОНР неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и др.). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования . Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Три уровня ОНР различаются следующим образом: 1-й – отсутствие общеупотребительной речи («безречевые дети»), 2-й – начатки общеупотребительной речи и 3-й – развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. Разработка представлений об ОНР ориентирована на создание методов коррекции для групп детей со сходными проявлениями различных форм речевых расстройств. В концепции ОНР находит отражение тесная взаимосвязь всех компонентов речи в ходе ее аномального развития, но вместе с тем подчеркивается возможность преодоления этого отставания, перехода на качественно более высокие уровни речевого развития.

Однако первичные механизмы ОНР не могут быть выяснены без проведения неврологического обследования, одной из важных задач которого является определение локализации поражения в нервной системе, т. е. постановка топического диагноза. Одновременно диагностика направлена на выявление основных нарушенных звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего определяется форма речевых расстройств. Не вызывает сомнения то, что при использовании клинической классификации нарушений развития речи у детей значительная часть случаев ОНР оказываются связаны с дисфазией развития (алалией).
Для нормального развития речи необходимо, чтобы головной мозг и особенно кора его больших полушарий, достиг определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.
Нарушения слуха представляют собой наиболее распространенную причину изолированной задержки речевого развития . Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша – отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше – избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха у ребенка с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Надежные результаты дает также метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом.
Причинами задержки развития речи у ребенка могут быть аутизм или общее отставание в психическом развитии, для которого характерно равномерное неполное формирование всех высших психических функций и интеллектуальных способностей. Для уточнения диагноза проводится углубленное обследование детским психоневрологом .
С другой стороны, необходимо различать темповую задержку развития речи, обусловленную дефицитом стимуляции речевого развития под влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточного общения и воспитания). Речь ребенка не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие, представляет образец речи. Известно, что в семьях со скудными речевыми побуждениями дети начинают говорить поздно и говорят мало. Отставание в речевом развитии может сопровождаться и общей недостаточной развитостью, в то время как природные интеллектуальные и речевые способности у этих детей соответствуют норме.

Нейробиологические факторы в патогенезе расстройств развития речи. Перинатальная патология ЦНС играет значительную роль в формировании речевых нарушений у детей. Это обусловлено тем, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Учитывая это, целесообразно выделять группы риска по нарушениям психоречевого развития уже на 1-м году жизни . В группу высокого риска должны быть отнесены дети, у которых в первые 3 мес. жизни в результате обследования выявлены структурные изменения со стороны ЦНС, недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела), дети с нарушениями анализаторов (слухового и зрительного), недостаточностью функций черепных нервов (в частности V, VII, IX, X, XII), дети с задержкой редукции безусловных автоматизмов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса .
У недоношенных новорожденных, особенно с малым сроком гестации, важный период развития ЦНС (межнейрональная организация и интенсивная миелинизация) происходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной адаптации. Продолжительность этого периода может варьировать от 2–3-х нед. до 2–3-х мес., причем этот период часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических осложнений, что служит дополнительным фактором, обусловливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей. Негативную роль играет одно из основных последствий недоношенности – нарушение слуха . Как показали исследования, приблизительно у половины глубоко недоношенных детей наблюдается задержка речевого развития, а в школьном возрасте – трудности обучения, проблемы с чтением и письмом, концентрацией внимания и контролем поведения .
В последние годы также подтверждена роль генетических факторов в формировании нарушений развития речи .
Развитие речевых навыков в норме. Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития. Первые слова дети произносят к концу первого года жизни, но тренировать свой речевой аппарат они начинают значительно раньше, с первых месяцев жизни, поэтому возраст до одного года является подготовительным периодом в развитии речи. Последовательность в развитии предречевых реакций показана в таблице 1.

Итак, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Гуление, «свирель», лепет, модулированный лепет являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку удовольствие, на протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Одновременно происходит активное формирование понимания речи.
Важным показателем развития речи до полутора-двух лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи (рецептивная речь). Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную к нему речь, узнавать названия многих предметов и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

Основные показатели нормального развития речи от 1 года до 4-х лет:
• Появление ясной, осмысленной речи (слов) – 9–18 мес.
• Сначала (до полутора лет) ребенок в основном учится понимать речь, а с 1,5–2 лет у него быстро развивается активная речь, растет словарный запас. Количество слов, которые малыш понимает (пассивный словарь), пока больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь).
• Появление фраз из 2-х слов – 1,5–2 года, из 3-х слов – 2–2,5 года, из 4-х и более слов – 3–4 года.
• Объем активного словаря:
– к 1,5 годам дети произносят 5–20 слов,
– 2-м годам – до 150–300 слов,
– 3-м годам – до 800–1000 слов,
– 4-м годам – до 2000 слов.
Ранние признаки неблагополучия в формировании речи. Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются говорить в 2–2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в один год – ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную к нему речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на втором году – отсутствие интереса к речевой активности, пополнения пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке.
На 3–4-м годах жизни высокую настороженность должны вызывать признаки неблагополучного формирования речи в сравнении с нормальными характеристиками ее развития, которые приводятся в таблице 2.
Отсутствие помощи в раннем возрасте детям с недоразвитием речи приводит к формированию целого ряда последствий: нарушения общения и обусловленные ими трудности адаптации в детском коллективе и контактах с другими людьми, незрелости в эмоциональной сфере и поведении, недостаточной познавательной активности. Это подтверждают данные проведенного нами исследования с целью оценки показателей возрастного развития детей с дисфазией .
Обследованы 120 пациентов в возрасте от 3-х до 4,5 лет (89 мальчиков и 31 девочка) с дисфазией развития – расстройством развития экспрессивной речи (F80.1 по МКБ-10 ) и картиной ОНР 1–2-го уровня по психолого-педагогической классификации . Из изучаемой группы исключались дети, у которых отставание в развитии речи обусловливалось снижением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, неполноценным питанием, а также влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточным общением и воспитанием).
Исследование показателей возрастного развития осуществлялось нами с помощью методики Developmental Profile 3 (DP-3) по пяти сферам: двигательные навыки, адаптивное поведение, социально-эмоциональная сфера, познавательная сфера, речь и коммуникативные способности.
Применялась форма для структурированного опроса, проводимого специалистом с родителями. На основании полученных данных определялось, какому возрасту соответствует развитие ребенка по каждой из сфер и на какой возрастной интервал у него имеется отставание от нормальных показателей для его календарного возраста.

При исследовании анамнеза многие родители указывали, что уже в раннем возрасте обращали внимание на отсутствие или ограничение лепета у детей. Родители отмечали молчаливость, подчеркивали, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развивались мимика и жестикуляция, которыми дети пользовались избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Первые слова и фразы появлялись поздно. Родители при этом отмечали, что, кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. Дети имели скудный активный словарь, пользовались лепетными словами, звукоподражанием и звуковыми комплексами. В речи отмечалось много оговорок, на которые дети обращали внимание и пытались исправлять ошибочно сказанное. На момент обследования объем активного словаря (запас произносимых слов) у детей с ОНР 1-го уровня не превышал 15–20 слов, а с ОНР 2-го уровня – 20–50 слов.
В таблице 3 представлены результаты обследования, показывающие, на какой возрастной интервал имелось отставание от нормальных показателей в трех группах детей с дисфазией развития, разделенных по возрасту: (1) от 3 лет 0 мес. до 3 лет 5 мес.; (2) от 3 лет 6 мес. до 3 лет 11 мес.; (3) от 4 лет 0 мес. до 4 лет 5 мес.

Закономерным представляется то, что наиболее значительным было отставание в формировании речи и коммуникативных способностей, но при этом степень данного отставания увеличивалась – от 17,3±0,4 мес. в 1-й группе до 21,2±0,8 во 2-й и 27,3±0,5 мес. в 3-й группе. Наряду с увеличением выраженности отличий от здоровых сверстников в речевом развитии, отставание во всех остальных сферах не только сохранялось, но и увеличивалось с каждым полугодовым возрастным периодом. Это свидетельствует, с одной стороны, о значительном влиянии речи на другие сферы развития ребенка, а с другой – о тесной взаимосвязи и неразрывности различных аспектов индивидуального развития.
Основными направлениями комплексной терапии при дисфазии развития у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, медикаментозное лечение. Поскольку дисфазия развития представляет собой сложную медико-психолого-педагогическую проблему, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля.
Логопедическая помощь строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования речи у детей. Кроме того, она носит индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от ряда факторов: ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия представляют собой целенаправленный, сложно организованный процесс, который осуществляется длительно и систематически. При этих условиях коррекционная работа дает большинству детей с дисфазией развития средства, достаточные для речевого общения.
Наиболее полной коррекции нарушений развития речи способствует своевременное применение препаратов ноотропного ряда. Их назначение оправдано, исходя из основных эффектов этой группы лекарственных средств: ноотропного, стимулирующего, нейротрофического, нейрометаболического, нейропротективного. Одним их таких лекарственных средств является ацетиламиноянтарная кислота (Когитум).
Когитум – адаптогенное и общетонизирующее средство, нормализующее процессы нервной регуляции, обладающее иммуностимулирующей активностью. Когитум содержит ацетиламиноянтарную кислоту (в форме двукалиевой соли ацетиламиносукцината) – синтетический аналог аспарагиновой кислоты – заменимой аминокислоты, содержащейся преимущественно в тканях ЦНС.
Для педиатров и детских неврологов имеют значение такие свойства аспарагиновой кислоты, как участие в синтезе ДНК и РНК, влияние на повышение физической активности и выносливости, нормализацию баланса между процессами возбуждения и торможения в ЦНС, иммуномодулирующее действие (ускорение процессов антителообразования) . Аспарагиновая кислота участвует в ряде метаболических процессов, в частности регулирует углеводный обмен за счет стимуляции трансформации углеводов в глюкозу и последующего создания запасов гликогена; наряду с глицином и глутаминовой кислотой аспарагиновая кислота служит нейромедиатором в ЦНС, стабилизирует процессы нервной регуляции и обладает психостимулирующей активностью . В нейропедиатрической практике препарат применяется на протяжении многих лет по таким показаниям, как задержка психомоторного и речевого развития, последствия перинатальных поражений ЦНС, нейроинфекций и черепно-мозговых травм, церебрастенический и астено-невротический синдромы.
Форма выпуска. Раствор для приема внутрь в ампулах по 10 мл. 1 мл препарата содержит 25 мг ацетил-аминоянтарной (аспарагиновой) кислоты, а 1 ампула (10 мл) – 250 мг. В состав препарата входят: фруктоза (левулоза) – 1,0 г, метиловый парагидроксибензоат (метил-n-гидроксибензоат) – 0,015 г, ароматические вещества (банановый аромат) – 0,007 г, дистиллированная вода – до 10 мл на 1 ампулу. Препарат не содержит кристаллического сахара или его синтетических заменителей, поэтому не противопоказан при сахарном диабете.
Режимы дозирования. Препарат дается внутрь в неразведенном виде или с небольшим количеством жидкости. Для детей в возрасте 7–10 лет рекомендован прием внутрь 1 ампулы (250 мг) в утренние часы, детям старше 10 лет – 1–2 ампул (250–500 мг) утром. Для пациентов от 1 года до 7 лет доза определяется врачом индивидуально . По нашему опыту, детям до 7 лет предпочтительно назначать по 5 мл (1/2 ампулы) 1 или 2 раза в день. Продолжительность курса лечения обычно составляет 2–4 нед. При однократном приеме препарат назначается в утренние часы, при двукратном – второй прием не позднее 16–17 ч. Перед назначением Когитума необходимо получить письменное информированное согласие родителей/законных представителей на лечение ребенка ацетиламиноянтарной кислотой, с указанием, что они ознакомлены с показаниями, противопоказаниями и побочными эффектами и не возражают против назначения препарата ребенку.

Побочные действия. Хотя реакции повышенной чувствительности (аллергические реакции) к отдельным компонентам препарата возможны, они отмечаются редко. О передозировках препарата в литературе не сообщается.
При необходимости детям с задержками в развитии речи могут назначаться повторные курсы лечения препаратами ноотропного ряда. В ходе открытого контролированного исследования подтверждена клиническая эффективность при дисфазии развития у детей в возрасте от 3-х лет до 4-х лет 11 мес. двухмесячных терапевтических курсов гопантеновой кислоты, пиритинола и препарата, содержащего комплекс пептидов, полученных из головного мозга свиньи . Для объективной оценки эффективности проводимой терапии родителям рекомендуется вести наблюдения за ростом словарного запаса, улучшением произношения звуков и слов, появлением новых фраз в речи ребенка. Результаты этих наблюдений целесообразно фиксировать в форме специальных дневниковых записей, которые будут обсуждаться со специалистами во время повторных визитов к ним. Постоянный контакт со специалистами (врачом и логопедом), проведение консультаций в динамике – важное условие успешности осуществляемого лечения.

Что такое энцефалопатия?

Энцефалопатия – это синдром распространенного поражения головного мозга дистрофического характера (нарушение обмена, питания головного мозга), обусловленного различными болезнями и патологическими состояниями.
Почему возникает?
В основе механизма развития любого вида энцефалопатии наиболее часто лежит гипоксия мозга (недостаточное поступление кислорода в ткань мозга) вследствие ухудшения его кровоснабжения, а также воздействие на мозг токсинов, ухудшающих метаболизм головного мозга.
Какие существуют виды энцефалопатий?
Выделяют врожденные и приобретенные энцефалопатии. Причиной врожденных энцефалопатий могут быть генетические нарушения метаболизма, аномалии развития головного мозга, а также воздействие повреждающих факторов на плод во время беременности (прежде всего гипоксия плода и родовая травма). В зависимости от причины и механизма повреждения головного мозга различают несколько видов приобретенных энцефалопатий. Токсические энцефалопатии возникают из-за систематического воздействия на головной мозг таких веществ как этиловый спирт, барбитураты, свинец, а также бактериальных токсинов. Посттравматическая энцефалопатия представляет собой последствия черепно-мозговой травмы. Лучевая энцефалопатия возникает при воздействии на головной мозг ионизирующего излучения. Большую группу представляют энцефалопатии, вызванные метаболическими нарушениями при заболеваниях внутренних органов: печени (печеночная энцефалопатия), почек (уремическая энцефалопатия), поджелудочной железы (панкреатическая энцефалопатия как осложнение острого панкреатита, гипогликемическая (при низком содержании сахара), гипергликемическая (при высоком содержании сахара). Отдельную группу составляют дисциркуляторные энцефалопатии, которые могут развиться при атеросклерозе (атеросклеротическая энцефалопатия), гипертонической болезни (гипертензивная энцефалопатия), нарушениях венозного оттока (венозная энцефалопатия)
Какие существуют варианты течения и как проявляется?

Клинические проявления энцефалопатии весьма разнообразны. Для удобства оценки тяжести состояния больных условно выделяют три степени.

Первая степень характеризуется наличием определенных изменений в ткани головного мозга, выявляемых при помощи инструментальных методов исследования, при этом отсутствуют выраженные клинические проявления заболевания. Чаще всего пациенты отмечают снижение работоспособности, общую утомляемость, неустойчивость настроения, нарушение памяти (особенно на недавние события), затруднения при смене видов деятельности, нарушение сна, раздражительность. Нередки жалобы на разлитую головную боль, шум в ушах.

Для второй степени также характерны субъективные расстройства, однако по сравнению с первой степенью они более выражены. Обращает на себя внимание появление объективных расстройств, которые носят скрытый характер, но врач обычно может выделить ведущий неврологический синдром, который может помочь в подборе симптоматической терапии. При неврологическом осмотре выявляется нарушение остроты зрения и слуха, изменения мышечного тонуса, рефлексов, нарушение равновесия, шаткость походки. По мере усугубления основного заболевания эти нарушения могут нарастать.

При третьей степени отмечается наличие стойких и выраженных неврологических синдромов: нарушение двигательной функции, чувствительности, глотания, изменения со стороны черепно-мозговых нервов, выраженные нарушения памяти и внимания, могут наблюдаться расстройства психики.
Как лечат?
В целом общий принцип лечения схож с таковым при хронической ишемии мозга.
Лечение должно быть комплексным и содержать в себе этиотропную терапию (воздействие на причину заболевания), а также патогенетическую (воздействие на основные механизмы заболевания) и симптоматическую (лечение симптомов заболевания) терапии.
Первостепенным должно быть лечение основного заболевания, в связи с чем комплекс мероприятий весьма разнообразен и тут важно сотрудничество невролога со специалистами других областей (кардиологами, эндокринологами, терапевтами, гастроэнтерологами и др.).
Пациентам следует тщательным образом контролировать уровень сахара крови, холестерина, основных ферментов печени. Следить за артериальным давлением, соблюдать гипохолестериновую диету и следовать рекомендациям специалистов. При необходимости постоянно принимать антигипертензивные препараты, антиагреганты (препараты, уменьшающие тромбообразование), статины (препараты, снижающие уровень холестерина крови), а также препараты, нормализующие уровень сахара крови.
Для лечения энцефалопатии применяют нейрометаболические препараты, пептидные препараты, обладающие мультимодальным действием и способные запускать все внутренние механизмы компенсации патологических процессов, включая антиоксадантный и нейропротективный механизмы; антиоксиданты (препараты, замедляющие процессы окисления). Также используют препараты, улучшающие кровоснабжение мозговой ткани .
Часто необходимы мероприятия для снижения внутричерепного давления, ликвидации судорожного синдрома. При тревожных состояниях назначаются седативные препараты, при низком фоне настроения – антидепрессанты. При снижении настроения, страхах и тревогах полезной может оказаться консультация психотерапевта.

К.Р. Бадалян

Кафедра неврологии ФДПО

Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова

СБОР ЗАКРЫТ

Дата рождения: 16.08.2008 г.
Диагноз: Органическое поражение головного мозга, РАС
Место жительства: г. Амурск Необходимая сумма: 150 000 рублей Место лечения ООО «Университетская клиника головной боли» г. Москва. Сроки лечения 01.02. по 01.05.2020 год.

Здравствуйте, обращается к Вам мама ребенка инвалида Лизы Герасимовой 7 лет. Мы живем в г. Амурске Хабаровского края, на данный момент вдвоем, т. к. папа Лизы ушел из семьи, когда девочке было 4 года. Ребенку выставили диагноз в 3 года — Резидуальная энцефалопатия (последствия органического поражения головного мозга) в сочетании с коммуникативными (синдром аутизации), речевыми, эмоционально — волевыми и поведенческими нарушениями.

Родилась дочь от срочных родов путем ОКС, в результате, как оказалось, произошла родовая травма, т. к. оперировать меня начали позже чем нужно было. Во-первых, схватки начались раньше, на 3 дня назначенного срока в субботний день утром, мне поставили укол, чтобы процесс остановить, но схватки не остановились а наоборот усиливались. Меня промучили до вечера, а потом экстренно увезли в операционную и я так понимаю, ребенок уже пошел по родовым путям. При выписке из роддома написали девочке ЗВУР по гипотрофическому типу, хотя беременность проходила нормально, но свою обменную карту я на руки не могу получить она куда- то пропала, и доказать я конечно же ничего не могу. Проблемы начались в 3 месяца, девочка явно начала развиваться с задержкой: долго не переворачивалась и не держала голову, поздно села, сильный тонус в ногах. Я неоднократно обращалась к врачу, но лечение назначалось стандартное: массаж, пантогам, кортексин. На массаж в детскую поликлинику было не подступиться (огромная очередь), поэтому ребенку год массаж делали платно на дому. К моей великой радости девочка пошла в 11 месяцев, даже слоги начала говорить и что-то лепетать и вдруг резко замолчала. После года проблем стало еще больше. В 2 года девочка пошла в ДОУ ясельную группу, но находилась она там до 12 часов т. к. ребенок отличался от других, и воспитатель не захотела возиться с ней, постоянно жаловалась заведующей и к 3 годам Лизу просто вывели из сада, специализированных садов у нас в городе нет. В 3 года была направлена в перинатальный центр города Хабаровска на обследование (выписка прилагается). За две недели пребывания в неврологическом отделении ребенка посмотрел окулист, психиатр, 10 минут уделил психолог и в коридоре проконсультировал логопед. Лечащего врача было не поймать и на 10 день ей сделали ЭЭГ 4-х часового сна. Эпиактивность не нашли, и через день выписали домой, написали в выписке что у ребенка состояние улучшилось (хотя ничего не изменилось), рекомендовали сделать ЭЭГ через год и наблюдаться у психиатра. Через год попасть туда нам не удалось, не дал направление невролог в городской поликлинике, ссылаясь на то что Лизу должен лечить психиатр и я вынуждена была обратится в платный центр » Нейроклиника» в г. Хабаровске. Там сделали ЭЭГ-видеомониторинг, нашли эпиактивность и начали свое лечение: невролог назначил препараты в больших дозах, психиатр назначил психотропный препарат якобы для улучшения поведения. Пролечившись почти год, изменений в лучшую сторону не было видно, зато поведение стало еще хуже.

Я обращалась к другим неврологам, но толку не было. Так как ребенок был неорганизован, я пошла в наш городской отдел образования и стала выяснять, где и как можно заниматься с ребенком, мне посоветовали центр для детей с множественными нарушениями в г. Хабаровске. Я созвонилась и нам назначили консультацию. Мы приехали, ребенка протестировали психолог, логопед и попросили на какое-то время остаться, мы сняли жилье и остались на месяц. Занятия в центре хоть и бесплатные, но проживание и питание нам обошлись дорого, конечно я получила рекомендации, как заниматься самой с ребенком, и через полгода нужно было приехать снова. Второй раз мы приехали на три дня, психолог отметила положительную динамику, т. к. дома я с Лизой занималась и дала следующие задания и посоветовала мне обратится к детскому психиатру, председателю краевой ПМПК. Осмотрев ребенка, врач отменил психотропный препарат, и настоятельно рекомендовал сделать МРТ, и обследовать шейный отдел. По приезду домой я обратилась к неврологу за направлениями на обследования, мне отказали и тогда мне пришлось думать самой, где это все пройти т. к. много времени было просто упущено. Мы опять поехали в Хабаровск и ребенку платно сделали УЗДГ головного мозга и шеи, оказалось, что у ребенка смещены позвонки и нарушен кровоток по позвоночной артерии, все проблемы идут оттуда. Также девочке сделали МРТ + ангиографию головы и шеи, но только ехать пришлось для этого в г. Уссурийск Приморского края, в Хабаровске МРТ под общей анестезией не делают. Затем я, просидев немало времени в интернете нашла клинику неврологии в г. Москва, где помогают детям с органическим поражением ЦНС и отправила им все мед выписки и нас пригласили на лечение. Я уговорила бывшего мужа взять кредит и повезла девочку в Москву, там ребенку сделали ЭЭГ ВМ сна и, просмотрев все наши назначения, врач пришла в ужас, объяснила, что МРТ нужно переделать т. к. аппарат на котором сделано обследование маломощный и увидеть на снимках интересующую их область мозга невозможно. Сделать обследование в прошлый приезд не удалось, девочка заболела, поэтому МРТ перенесли на следующий курс.

Совсем недавно мы вернулись из Москвы, Лиза прошла второй курс, лечение дает прекрасные результаты и именно там мне дали надежду на выздоровление Лизы, но таких курсов пройти нужно еще как минимум 7 – 8, нужно снова ехать и опять платить большие деньги. На второй курс собрали все последние свои деньги, но кроме лечения нужна еще и реабилитация. Следующий курс назначен на 21 марта, ехать нужно обязательно, но у нас просто нет возможности, кредит мне никто не даст, папа нам отказывается помочь т. к. он уже выплачивает прошлый. В декабре 2015г. я с ребенком ездила в Хабаровск на занятия с психологом в краевой центр помощи детям инвалидам с множественными нарушениями. К сожалению, многие специалисты из центра ушли, поэтому на консультацию к логопеду, которая раньше занималась там с Лизой, мы отправились в медцентр «NEOCORTEX». Отметив положительную динамику, логопед рекомендовала несколько занятий в центре пока мы в Хабаровске и посоветовала не останавливаться и приезжать два раза в год.

С 15 мая у Лизы начинается очередной курс лечения в Московской клинике, поэтому я решила попробовать обратиться к Вам за помощью в приобретении авиабилетов до Москвы и обратно, ведь девочке очень помогает их лечение. Мы с ней изучили алфавит, правда, не все еще буквы ей даются в произношении, но речь можно восстановить, учитывая хороший результат. Есть большой шанс помочь моему ребенку, чтобы в дальнейшем она жила полноценной жизнью. Дать этот шанс в Вашей власти и от Вашего решения зависит многое.

Заранее благодарю Вас и надеюсь. С уважением, Герасимова Наталья Александровна, тел.: 89098271357. 21.11.2019 (дата подачи заявления на сбор средств) ДОКУМЕНТЫ посмотреть — https://cloud.mail.ru/public/3Bk9/4iTSYEVfa

8 Июл, 2020 | admin | No Comments

Write Reviews

Leave a Comment

Please Post Your Comments & Reviews

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *